В
сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран -
участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в
лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под
Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные
принципы Болонского процесса.
Приказом Министерства
образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2048 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению
подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация
(степень) "специалист")" (с изменениями и дополнениями) был
утвержден и введен
в действие со дня вступления в силу данного приказа новый федеральный
государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению
подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень)
"специалист").
В
учебных планах каждого цикла образования выделяется базовая часть (обязательная
для всех вузов), вариативная часть (устанавливаемая вузом) и дисциплины по
выбору студента.
В
базовую часть гуманитарного, социального
и экономического цикла входят такие предметы как:
Философия
История
Правоведение
Стилистика русского языка и культура
речи
Древние языки и культуры
Теория
межкультурной
коммуникации
Экономика
В
базовую часть информационно-аналитического цикла
входят:
Информатика и информационные
технологии
в профессиональной деятельности
Основы
информационной безопасности в профессиональной деятельности
В базовой части профессионального
цикла:
Введение
в языкознание
Общее
языкознание
Практический курс первого
иностранного языка
Практический курс второго иностранного
языка
Практикум по культуре речевого общения первого
иностранного языка
Практикум по культуре речевого общения второго
иностранного языка
Практический курс перевода первого иностранного языка
Практический курс перевода второго иностранного языка
Основы теории второго иностранного языка
Теория перевода
Теоретическая грамматика
Стилистика
Лексикология
История первого иностранного языка
и ведение в спецфилологию
История литературы стран
изучаемого языка
Специальное
страноведение
Безопасность жизнедеятельности
Для
каждой дисциплины указана трудоемкость (зачетные единицы). В настоящее время в российской
высшей школе разработано несколько методик расчётов трудоёмкости основных
образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных
единицах. В основном они отталкиваются от принципов, предложенных в
информационном письме Минобрнауки России от 28 ноября 2002 года №
14-52-988ин/13. В этом письме "при расчётах трудоёмкости основных
образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных
единицах" предлагается исходить из следующего: 1 зачётная единица
соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по
45 минут (или 27 астрономическим часам).
В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года
для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных
единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных
неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов
в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных
программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы
академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.
Расчёт трудоёмкости дисциплины в
зачётных единицах производится исходя из деления её трудоёмкости в
академических часах на 36 с округлением до целых чисел или до 0,5 по
установленным правилам. Зачёт по дисциплине и трудоёмкость курсовых проектов
(работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах.
Один семестровый экзамен
выражается 1 зачётной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).
Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается, исходя из количества
отведённых на неё недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачётным единицам.
Общая
трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением
дисциплин по выбору обучающихся и факультативных
дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех
зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Образовательные
учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают основную
образовательную программу подготовки
специалиста, которая включает в себя учебный
план, рабочие учебные программы дисциплин (модулей) и другие материалы,
а также программы учебной и производственной практик, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и
методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной
технологии. Содержание каждой из таких
учебных дисциплин (модулей) должно быть
представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения
с выполнением установленных требований по защите информации.
Также в ФГОС рекомендовано
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор
конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с
внеаудиторной работой с целью формирования
и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов
должны быть предусмотрены встречи с представителями
заказчика кадров, государственных и общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов. Занятий, проводимые в интерактивных формах в учебном процессе должны составлять не менее 30
процентов аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа не могут составлять более 40
процентов аудиторных занятий.
Научно-исследовательская
работа является обязательным разделом основной
образовательной программы подготовки
специалистов. При разработке программы научно-исследовательской работы
высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и
другую информацию, о достижениях отечественной и зарубежной науки в
соответствующих областях знаний;
осуществлять сбор, обработку,
анализ и систематизацию информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета)
по теме или ее разделу (этапу, заданию), готовить рефераты;
выступать с докладом на конференции, научном семинаре.
Итоговая
государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы
(дипломного проекта (работы)) и не менее двух государственных
экзаменов по иностранным языкам.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы (дипломного проекта (работы)), а также требования
к государственным экзаменам определяются вузом.
Проведённый анализ основных положений
Государственного стандарта по специальности 035701 «Перевод и переводоведение»
позволяет сделать выводы, что его обновление направлено на увеличение степени
соотнесенности ГОС ВПО Российской Федерации с международными стандартами в
сфере образования. Изменились не только перечни направлений, специальностей, соотнесённых к ним, специализаций
подготовки дипломированных специалистов и коды направлений подготовки высшего профессионального образования, но и структура образовательных
программ и дисциплин, кроме этого вводится накопительная система трудоёмкости
зачётных единиц. Если раньше четко был определен объем часов на определенные
дисциплины, то сейчас вузам предоставлена большая свобода по распределению
часов на определенные дисциплины и составлению учебной программы по различным
направлениям и специальностям. Вуз формирует сам свой перечень дисциплин
вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной
части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Согласно ФГОС, вуз может
дополнительно к основной образовательной программе реализовать факультативные дисциплины,
являющиеся необязательными для изучения. Вузу рекомендуется проектировать
модульные основные образовательные программы. Основная образовательная
программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество
подготовки обучающихся.
Использованные
источники
Федеральный
государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение
(квалификация (степень) «специалист») (2010 г.)
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление
подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная
коммуникация (2000 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий