понедельник, 30 июля 2012 г.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение: вопросы структуры и содержания


         В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2048 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень) "специалист")" (с изменениями и дополнениями) был утвержден и введен в действие со дня вступления в силу данного приказа новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень) "специалист").
В учебных планах каждого цикла образования выделяется базовая часть (обязательная для всех вузов), вариативная часть (устанавливаемая вузом) и дисциплины по выбору студента.
В базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла входят такие предметы как:
Философия
История
Правоведение
Стилистика русского языка и культура речи
Древние языки и культуры
Теория
межкультурной
коммуникации
Экономика
         В базовую часть информационно-аналитического цикла входят:
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности
Основы информационной безопасности в профессиональной деятельности
        В базовой части профессионального цикла:
Введение в языкознание
Общее языкознание
Практический курс первого иностранного языка
Практический курс второго   иностранного языка
Практикум по культуре рече­вого общения первого ино­странного языка
Практикум по культуре рече­вого общения второго ино­странного языка
Практический курс перевода первого ино­странного языка
Практический курс перевода второго ино­странного языка
Основы теории второго ино­странного языка
Теория перевода
Теоретическая грамматика
Стилистика
Лексикология
История первого иностранного языка и ведение в спецфилологию
История литера­туры стран изучаемо­го языка   
Специальное страноведение
Безопасность жизнедеятельно­сти
Для каждой дисциплины указана трудоем­кость (зачетные единицы). В настоящее время в российской высшей школе разработано несколько методик расчётов трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах. В основном они отталкиваются от принципов, предложенных в информационном письме Минобрнауки России от 28 ноября 2002 года № 14-52-988ин/13. В этом письме "при расчётах трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах" предлагается исходить из следующего: 1 зачётная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).
В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.
          Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 36 с округлением до целых чисел или до 0,5 по установленным правилам. Зачёт по дисциплине и трудоёмкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах.
Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен). Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается, исходя из количества отведённых на неё недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачётным единицам.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу  подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие учебные программы дисциплин (модулей) и другие материалы, а также программы учебной и производственной практик, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Также в ФГОС рекомендовано широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями заказчика кадров, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Занятий, проводимые в интерактивных формах в учебном процессе должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.       
Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую информацию, о достижениях отечественной и зарубежной науки в соответствующих областях знаний;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию), готовить рефераты;
выступать с докладом на конференции, научном семинаре.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) и не менее двух государственных экзаменов по иностранным языкам.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственным экзаменам определяются вузом.
Проведённый анализ основных положений Государственного стандарта по специальности 035701 «Перевод и переводоведение» позволяет сделать выводы, что его обновление направлено на увеличение степени соотнесенности ГОС ВПО Российской Федерации с международными стандартами в сфере образования. Изменились не только перечни направлений, специальностей, соотнесённых к ним, специализаций подготовки дипломированных специалистов и коды направлений подготовки высшего профессионального образования, но и структура образовательных программ и дисциплин, кроме этого вводится накопительная система трудоёмкости зачётных единиц. Если раньше четко был определен объем часов на определенные дисциплины, то сейчас вузам предоставлена большая свобода по распределению часов на определенные дисциплины и составлению учебной программы по различным направлениям и специальностям. Вуз формирует сам свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к основной образовательной программе  реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения. Вузу рекомендуется проектировать модульные основные образовательные программы. Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Использованные источники
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень) «специалист») (2010 г.)

           Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация (2000 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий