понедельник, 30 июля 2012 г.

Использование учебных блогов в преподавании иностранных языков

Направления интенсификации образовательного процесса в военном вузе с использованием новых информационных технологий и активных методов обучения: материалы научно-методической конференции 25 ноября 2011 г. –Новосибирск: филиал ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2011. – С. 55-60.

канд.филол.наук, доцент 
Е.И. Власова
Использование учебных блогов в преподавании иностранных языков
     В связи с тем, что в системе построения процесса обучения в вузах в настоящее время наблюдаются тенденции увеличения доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучаемых, отхода от традиционного урока, увеличения объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера, неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм, принципов и методов обучения.
Изменения в системе образования предполагают новые подходы к формированию содержания образования, к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам организации и оптимизации самостоятельной работы обучаемых. Большую помощь в этом может оказать активное  использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые помогают поддерживать нужный образовательный уровень обучаемых, предоставляют преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с ними.  Соответственно преподавателю необходимы как теоретические знания о современных информационно-коммуникационных технологиях, так и практические умения создания и использования учебных Интернет-ресурсов, социальных сервисов Веб 2.0 и других ИКТ технологий в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.   

      В настоящее время в глобальной сети Интернет существуют технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения иностранным языкам. Одной из наиболее эффективных в обучении иностранным языкам интернет-технологий является технология создания учебных блогов. При относительной легкости создания и ведения, а также доступа к ним (блог позволяет использовать специальные программы-клиенты, делающие возможным публиковать информацию как при помощи персонального компьютера, так и посредством мобильных средств связи (мобильный телефон, смартфон)  блоги имеют большой воспитательный и дидактический потенциал.
По авторскому составу блоги могут быть преподавательскими (ведётся преподавателем, включает в себя учебный план, задания для студентов, тематические ссылки на ресурсы Интернета); студенческим (ведется отдельными студентами или малыми группами, работающими над общим проектом) и коллективным (совместное пространство преподавателя и учебной группы; используется для ведения обсуждений по темам курса).
  Преподавательские блоги позволяют эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых по изучению иностранного языка и дают возможность создавать  задания,  направленные на формирование и совершенствование всех продуктивных и репродуктивных видов речевой деятельности. Например, для совершенствования навыков письма можно создавать в учебных блогах задания, где надо описать какую-то ситуацию, написать рецензию на просмотренный фильм, составить рассказ по теме, провести сравнение,  написать и аргументировать свое мнение, подготовить обзор по определенной теме, охарактеризовать героев какого-то произведения, написать собственное отношение к излагаемому, составить план текста и т.д. Блоги можно также использовать для проверки самостоятельной работы обучаемых, что особенно эффективно при обучении письменной речи. Размещение в блоге набросков и черновых вариантов сочинений обучаемыми дает преподавателю возможность проследить процесс работы. В онлайн-обсуждении с преподавателем обучаемый получает возможность внести коррективы в свое сочинение и способ изложения материала. Блоги могут применяться в обучении деловой переписке (например, написанию официальных документов, деловых писем, служебных записок и др.). Развитие навыков чтения осуществляется за счет публикаций на блоге прямых ссылок на тексты художественных произведений, критические статьи, энциклопедические сведения, размещенные в Интернете; отсылки к сайтам, на которых осуществляется сканирование и публикация пособий для личного пользования; размещение файлов в текстовом или аудиоформате на специально отведенных сайтах файлообменных систем. Тот факт, что в  блогах можно размещать ссылки практически в неограниченных количествах на различные печатные интернет-материалы, способствует обучению разным видам чтения: поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего. Несмотря на то, что блоги идеально подходят в основном для заданий, где приоритетными видами речевой деятельности являются письмо и чтение, блоги можно также использовать и для обучения говорению и аудированию. Обучать говорению  можно через участие в записи подкастов, инсценировках, аудированию - через учебные и аутентичные тексты из радиопередач, видеосюжетов, аудиокниг, выложенных в интернете. Интеграция аудио- и видеофайлов в блог дает возможность многократного прослушивания, остановки, перемотки и т.д. Блоги позволяют организовать интерактивное общение и взаимодействие через комментирование и обратную связь между отдельными обучаемыми и преподавателем; обучаемых между собой; между обучаемыми и посетителями блогов.  Блоги также очень удобно использовать для создания заданий развивающего и творческого характера. Кроме этого преподаватель имеет возможность создавать опросы и тесты по интересующей тематике с мгновенной публикацией результатов.   
Учебный блог может заменять учебный сайт. Так как обычно преподаватель, являясь специалистом в своей области знаний, испытывает затруднения при создании или использовании специализированного сайта, то ему проще использовать более легкую технологию – технологию создания учебных блогов.
    Блог может также использоваться для профессионального общения, благодаря которому преподаватель может повышать свой уровень, участвуя в обсуждениях, обмениваясь опытом и полезными ссылками с коллегами.
    Создавать блоги может не только преподаватель, но и сам обучаемый. Блог обучаемого обычно инициируется преподавателем и служит для выполнения каких-либо конкретных заданий или задания. Например, преподаватель может отслеживать то, как каждый обучаемый на своем блоге выполняет задания по прочитанному или пройденному материалу.
   Наиболее часто применяемым видом блога сегодня в преподавании иностранных языков является коллективный. В коллективном блоге публикуется программа курса и задания, даются необходимые учебные ссылки, обсуждаются учебные проблемы в течение всего периода обучения. Такой блог создается как преподавателем, так и обучаемыми.
    Завести учебный блог можно на следующих порталах (они имеют различное наполнение и функции. Многие сервисы похожи, но одинаковых нет):
1. Сетевые сервисы, предоставляющие возможность создавать учебные блоги:
1) Blogger (http://blogspot.com) - веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого любой пользователь может завести свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения. Это один из первых проектов, предназначенных для блоггинга, который способствовал популяризации этого вида интернет-деятельности. На сегодняшний день это лидер среди средств публикации материалов в Интернете – создания так называемых веб-логов или блогов. Blogger позволяет автоматизировать (и значительно ускорить) процесс размещения блогов. При этом не требуется создавать программные коды или устанавливать какое бы то ни было серверное ПО или скрипты. При необходимости можно менять оформление и размещение блога. Blogger – это веб-инструмент, с помощью которого можно быстро и легко размещать сообщения в Сети, имеющий много различных сервисов, хороший и понятный интерфейс, индексируется всеми крупными и известными поисковиками. Блог сам по себе хорош настолько, что его, в принципе, можно использовать как сайт, что многие и практикуют.
2) Менее популярный с
ервис онлайн дневников -  Блог.ру. [
http://blog.ru].  
3) LiveJournal (Живой журнал) — блог-платформа для ведения онлайн-дневников (блогов), а также отдельный персональный блог, размещённый на этой платформе. Предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), добавлять в друзья («фре́нди́ть») других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей» («френдленте»).
4) LiveInternet.ru - одна из крупнейших в российском Интернете блог-платформа, предоставляющая каждому пользователю возможность ведения собственного дневника, интегрирующего блоги разных пользователей, организующего общение между пользователями блогов, а также подписку на обновления в блогах интересующих людей.
Сервис предоставляет следующие возможности:
  • Добавлять сообщения в дневник, как через веб-интерфейс, так и с помощью программных клиентов, по электронной почте или SMS.
  • Комментировать записи в дневниках сайта, а также других системах дневников, поддерживающих OpenID.
  • Добавлять в свои сообщения изображения, голосования, информеры (погода, ТВ-программа), закачивать различные типы файлов наиболее удобным образом, использовать до 12 своих аватаров.
  • Читать обновления в выбранных дневниках, а также любых других RSS-каналах: через ленту друзей в Интернете, через подписку по почте, в программных клиентах.
  • Создавать свои, а также участвовать в работе уже существующих тематических сообществ.
  • Настраивать внешний вид своего дневника, права доступа к каждой из записей и к дневнику в целом.
  • Осуществлять навигацию между дневниками и сообщениями в них, используя разделы дневника, теги, календари, цитатники, поиск по сообщениям, выборки по интересам и городам.
  • Использовать интегрированные сервисы фотоальбомов, видео- и аудиозаписей, форумов, знакомств и личных сообщений между пользователями. К дневнику можно подключить веб-камеру.
  • Просить защиты своих интересов и требовать предоставить широкую свободу слова на основе правил сайта, а также задать любой вопрос разработчикам и администрации проекта.
  • Отправлять комментарии к записям из программных клиентов, что невозможно для большинства прочих блог-сервисов.
4. Социальные сети, предоставляющие возможность создавать блоги:
1) Блоги@mail.ru [http://blogs.mail.ru/] — бесплатная блог-платформа для ведения блогов в рамках портала mail.ru. Один из недостатков - не разрешено ставить ссылки.
2) MySpace [http://www.myspace.com/] — популярная международная социальная сеть (сайт сетевых сообществ, блог-платформа), в которой представлена возможность создания и ведения блогов, размещение фото- и видео- контента. Недостаток - много информации на английском языке.
3) В западной социальной сети  Netlog [http://ru.netlog.com/] также созданы условия для ведения блогов.
4) «Я.ру» [
http://my.ya.ru/] — массовая блог-платформа и социальная сеть от компании «Яндекс». Предлагает типовой для блогов и социальных сетей набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями, общения в чате а также с помощью клубов. Есть возможность вести не только текстовый блог, но и фото- и видеоблог (используя фото- и видеохостинг Яндекса).
         
При всех вышеперечисленных достоинствах блогов необходимо сделать оговорку, что их использование в учебном процессе должно иметь методическое обоснование и четкий методический алгоритм интеграции, в противном случае оно может носить хаотичный или развлекательный характер, а студенты могут воспринимать работу в блогах как дополнительную и бесполезную нагрузку. Для того чтобы избежать эти проблемы, рекомендуется установить календарный график публикации заданий в блогах, провести тренинг. Это поможет снять трудности технического характера, подготовить задания и т.д. Кроме того, при внедрении блогов обязательна обратная связь и анализ результатов, т.е. педагогическая поддержка. Основная идея педагогической поддержки – создание условий для усилениея активности обучающегося через развивающие задания и построение коммуникативных условий поддержки активности студентов со стороны педагога. Именно отношения сотрудничества и станут показателем успеха образовательного взаимодействия, опосредованного блогами.


Литература:
Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М.: П-Центр, 2009. 240 с.
http://ru.wikipedia.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий